МБОУ «Красносельская СШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Контингент школы составляет более 300 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным.
На сегодняшний день в нашей школе 36 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МБОУ «Красносельская СШ» 8 учащихся обучаются индивидуально на дому по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ, среди которых 1 имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. 27 учащихся обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида. В с. Красное отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями, организовано специальное (коррекционное) образование и интегрированное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.
С 2014 года коллектив МБОУ «Красносельская СШ» работает над проблемой «Повышение качества образования на основе современных технологий, роста профессиональной компетенции педагогических кадров в условиях модернизации системы образования».
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в МБОУ «Красносельская СШ» призвано решить следующие задачи:
Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал)
Для информации. Закон №124-ФЗ
Введение ФГОС ОВЗ. СаНиПин.
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
1.Устав МБОУ «Красносельская СШ», где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.
2. Программа МБОУ «Красносельская СШ».
3. Положение о реализации инклюзивной практики в МБОУ «Красносельская СШ».
4. Положение об интегрированном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных учебных планов в общеобразовательных классах Арзамасского района.
5. Положение по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Красносельская СШ».
6. План коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).
7. Договор с родителями детей с ОВЗ о предоставлении общего образования в инклюзивной форме.
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: www.krasnoselscholnnov.edusite.ru, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.
В О
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением IIравительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N2297 (далее _ Программа), в 2015 году на территории каждого муниципального района и городского округа должны быть созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов - не менее 20% от общего количества общеобразовательных организаций Нижегородской области (с учетом имеющихся коррекционных общеобразовательных организаций).
IIрограммой «Доступная среда» предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов:
- создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду;
- оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для проведения коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Программой предусмотрено, что объем средств на реализацию вышеуказанных мероприятий в одном базовом образовательном учреждении составляет около 2 млн. рублей, при этом софинансирование из бюджета муниципального района/городского округа должно составлять не менее 540 тыс. рублей.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2014-2015 году в МБОУ «Красносельская СШ» были выполнены работы по капитальному ремонту помещений школы для создания доступной среды для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития на сумму 1195,0 тыс.рублей, а также приобретен автомобиль для перевозки детей-инвалидов на сумму 918,0 тыс.руб.
Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работает педагог-психолог, 24 педагога прошли обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении нескольких лет осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы: 1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК; 2. проведение малых педагогических советов, административных советов; 3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; 4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; 5. разработка методических рекомендаций учителю; 6. диагностика, коррекция, профилактика; 7. обследование школьников по запросу родителей; 8. оказание психологической поддержки педагогам. Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах, работают по адаптированным программам. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений" Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов" СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73) Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р) Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы Письмо МО Нижегородской области «Реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" в 2015 году» от 04.09.2014г. № 316-01-99-3868/14. Программа «Доступная среда» обеспечивает: создание в МБОУ «Красносельская СШ» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении; реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Ожидаемые результаты: позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе; обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Программа «Доступная среда» в МБОУ «Красносельская СШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. «Доступная среда» обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу; обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Основные задачи программы «Доступная среда»: 1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ: 1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ. 2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей. 3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение. 2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов: 1. Сориентировать коллектив МБОУ «Красносельская СШ» на организацию и поддержку семей с детьми с ОВЗ. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов. 3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ. 3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ: Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ «Красносельская СШ» для детей с ОВЗ. Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. 1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОО. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем. 2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром. 3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку. 4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения. 5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям. 6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Нормативные документы
Рекомендации учителям
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"