Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 Информация, размещенная на сайте, относится к информационной продукции, допускаемой к обороту для детей, достигших возраста шести лет в соответствии со ст. 8 ФЗ №436 от 29.12.2010 г.

Нижегородская область

МБОУ "Красносельская СШ"

Арзамасский район    

Доступная среда

 

 

МБОУ «Красносельская СШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего  образования.   Контингент школы составляет более 300 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным.

На сегодняшний день в нашей школе 36 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МБОУ «Красносельская СШ» 8 учащихся обучаются индивидуально на дому по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ, среди которых 1 имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. 27 учащихся обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида. В с. Красное отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями, организовано специальное (коррекционное) образование и интегрированное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации. 

С 2014 года коллектив МБОУ «Красносельская СШ» работает над проблемой «Повышение качества образования на основе современных технологий, роста профессиональной компетенции педагогических кадров в условиях модернизации системы образования».

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МБОУ «Красносельская СШ» призвано решить следующие задачи:

  1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

  2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

  3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

  4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

  5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

  7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал) 

Для информации. Закон №124-ФЗ 

Введение ФГОС ОВЗ. СаНиПин. 


  Организационное обеспечение

Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

1.Устав МБОУ «Красносельская СШ», где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.

2. Программа МБОУ «Красносельская СШ».

3. Положение о реализации инклюзивной практики в МБОУ «Красносельская СШ».

4. Положение об интегрированном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных учебных планов в общеобразовательных классах Арзамасского района.

5. Положение по предоставлению бесплатного двухразового    питания    обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в   МБОУ «Красносельская СШ».

6. План коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).

7. Договор с родителями детей с ОВЗ о предоставлении общего образования в инклюзивной форме.

Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: www.krasnoselscholnnov.edusite.ru, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.


  Материально - техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.

     В О

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

   

 

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением IIравительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N2297 (далее _ Программа), в 2015 году на территории каждого муниципального района и городского округа должны быть созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов - не менее 20% от общего количества общеобразовательных организаций Нижегородской области (с учетом имеющихся коррекционных общеобразовательных организаций).

IIрограммой «Доступная среда» предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов:

- создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду;

- оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для проведения коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.

Программой предусмотрено, что объем средств на реализацию вышеуказанных мероприятий в одном базовом образовательном учреждении составляет около 2 млн. рублей, при этом софинансирование из бюджета муниципального района/городского округа должно составлять не менее 540 тыс. рублей.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2014-2015 году в МБОУ «Красносельская СШ» были выполнены работы по капитальному ремонту помещений школы для создания доступной среды для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития на сумму 1195,0 тыс.рублей, а также приобретен автомобиль для перевозки детей-инвалидов на сумму 918,0 тыс.руб.


Кадровое обеспечение

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работает педагог-психолог, 24 педагога прошли обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении нескольких лет осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.


Психолого - педагогическое сопровождение


 

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:

1.     проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

2.     проведение малых педагогических советов, административных советов;

3.     ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

4.     посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

5.     разработка методических рекомендаций учителю;

6.     диагностика, коррекция, профилактика;

7.     обследование школьников по запросу родителей;

8.     оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах, работают по адаптированным программам.


Нормативные документы


Рекомендации учителям


  

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

создание в МБОУ «Красносельская СШ» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

 

Ожидаемые результаты:

позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Программа «Доступная среда» в МБОУ «Красносельская СШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 

«Доступная среда» обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

 

Основные задачи программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.     Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.     Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.     Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

 

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.     Сориентировать коллектив МБОУ «Красносельская СШ» на организацию и поддержку семей с детьми с ОВЗ.

2.     Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.     Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

 

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ «Красносельская СШ» для детей с ОВЗ.

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.


 Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОО. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"